Огонь и саламандра
НАТО скрывает потери в Югославии

Агентство политических новостей, 29.04.00 "Весник авиации и космонавтики", №2, 2000



Военная часть кампании НАТО против Югославии продолжалась 76 дней. За это время авиационная группировка в составе 1121 боевых, обеспечивающих и транспортных самолетов выполнила, по натовским данным, 35 тысяч, а по данным российского ГРУ - около 25 тысяч вылетов.



Потери НАТО в этой войне до сего дня являются совершенно секретной информацией, закрытой для всех. Официально НАТО признает потерю 7 летательных аппаратов и утверждает, что не потеряло в ходе этой войны ни одного военнослужащего. При этом, правда, оговаривается, что в "небоевых условиях" было потеряно около 50 человек.



Между тем, совсем недавно в ряд международных информагенств попали выдержки из секретного доклада американского конгрессмена-республиканца из Нью-Джерси Джима Сакстона, подготовленного для Международной ассоциации стратегических исследований (ICCA), в котором утверждалось, что потери стран НАТО в войне против Сербии были весьма значительными.



Авторы доклада заявляют, что пришли к заключению о наличии серьезных потерь в рядах вооруженных сил НАТО и США. "Совершенно очевидно, что потери в живой силе и технике намного выше, чем сообщается публично", - подчеркивается в докладе.



Самой большой сенсацией является число натовских потерь в живой силе. Над Югославией погибали не только натовские пилоты, но и десятки десантников, летевших в вертолетах на выручку катапультировавшимся летчикам. Согласно докладу, югославские ВВС сбили, по крайней мере, пять натовских вертолетов, в которых погибло около сотни коммандос.



Авторы доклада указывают на то, что есть серьезные данные считать, что югославские ВВС сбили 5 германских боевых самолетов F-4 и "Торнадо", как минимум 4 британских "Хариера", и 2 французских "Миража". Были сбиты либо повреждены также самолеты бельгийских, голландских и канадских ВВС.



Но все попытки найти полный текст доклада не увенчались успехом. В Интернете есть множество ссылок на этот текст, но все адреса, по которым должен был находиться его полный текст, либо заблокированы, либо более не существуют. И эта первая странность.



Впрочем, к "странностям", которые сопровождают все данные о потерях США и НАТО после Вьетнама уже не привыкать. После той катастрофичной для себя войны американцы сделали соответствующие выводы, главная суть которых заключалась в том, что именно открытая информация о людских потерях войск, сражавшихся во Вьетнаме, стала причиной политического кризиса вокруг этой войны и поражения в ней.



Механизм сокрытия сложен и изощрен. Во-первых, в отдельную группу были выведены и засекречены все данные о проведении американскими спецслужбами различного рода "специальных операций". Во-вторых, были засекречены все данные о войсках специального назначения, коих в США, по самым минимальным оценкам, насчитывается в различных видах вооруженных сил до 90 тысяч человек. При этом в состав этих сил входят не только всякого рода "коммандос", но и авиационные, вертолетные, морские и прочие подразделения.



Отдельная инструкция оговаривает правила информирования о потерях ВВС и летчиков. Суть ее в следующем - признавать потерю летательного аппарата над чужой территорией, а также факт гибели или пленения летчика можно только после "убедительного подтверждения" этого факта или ряда "заслуживающих доверия свидетельств".



Иными словами, если американский самолет не вернулся на свою базу с боевого задания - это еще не повод заявлять о его потере. И только если враги продемонстрируют по телеканалу обломки сбитого самолета, труп или пленного пилота - это можно признать. Во всех остальных случаях никакой потери нет. Пилота можно эвакуировать, выкупить, обменять. Обломки самолета "не найти". И все 0'Кей! Ну, а если пилот катапультировался над контролируемой территорией, так и вообще никаких потерь.



Но вернемся к балканской войне. Начнем с объективных свидетельств. И к тому же американских.



"Силы НАТО, включая американские, понесли большие потери в авиации и наземной силе в ходе югославского конфликта" - утверждал еще в мае 1999 года ежемесячный журнал "Стратегическая политика", издаваемый отделением "Оборона и иностранная политика" (Александрия, штат Виржиния, США). По приведенным данным, к 20 апреля силы НАТО потеряли в ходе косовского конфликта до 38 самолетов и вертолетов, 7 беспилотных летательных аппаратов, большое количество крылатых ракет, сбитых зенитной артиллерией и ракетами. "По меньшей мере, два вертолета, сбитых в Югославии, перевозили солдат", - утверждает журнал.



2 апреля 1999 года ИТАР-ТАСС распространил информацию о докладе российского Генштаба, в котором наши эксперты подтвердили безусловное уничтожение 7 боевых самолетов и 1 одного вертолета НАТО системой ПВО Югославии с начала нанесения авиаударов по объектам на территории СРЮ.



Кроме того, 1 самолет F-16 и 2 ударных вертолета были поражены огнем мелкокалиберной артиллерии, но их уничтожение пока не подтверждено. 3 самолета были перехвачены югославскими истребителями МиГ- 29 и МиГ- 21, 4 машины, в том числе истребитель F- 117 "Стеле", были потеряны западным альянсом из-за противодействия российских систем ПВО КУБ и "Печора". Над Югославией также было сбито 2 беспилотных летательных аппарата ВВС США.



В те же дни греческая газета "Врадини" сообщила со ссылкой на источник в министерстве обороны Греции (а Греция член блока НАТО), что "уже за 28 дней бомбардировок Югославии потери НАТО и США исчисляются 81 военнослужащим. Это по большей части пилоты и экипажи самолетов и вертолетов, сбитых югославской ПВО".



На следующий день на брифинге в министерстве обороны Франции, его представители никак не прокомментировали аналогичное сообщение французской радиостанции, как не подтвердили и не опровергли сообщения греческой газеты о том, что потери НАТО на Балканах за первые двадцать дней составили 88 человек, 8 из которых - французы.



Кстати, через неделю после начала войны французское агентство Франс Пресс сообщило первые данные о сбитых силами югославских ПВО летательных аппаратах НАТО. По данным Франс Пресс, было сбито "7 самолетов, 3 вертолета и более 30 крылатых ракет", но в дальнейшем Франс Пресс почему-то стало воздерживаться от озвучивания собственных данных и только дублировало официальные сводки НАТО.



Объективным свидетельством потерь явился и факт приказа воздушного командования группировки не снижаться над территорией Сербии ниже 6000 метров, отданный менее чем через неделю после начала бомбежек и свято соблюдавшийся до самого последнего дня.



Так сколько же всего самолетов потеряло НАТО в небе над Сербией? За этой цифрой я обратился к экспертам из Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил России.



По их данным, речь идет, как минимум, о 29 боевых самолетах, 4 вертолетах, 15 беспилотных летательных аппаратах и примерно 200 крылатых ракетах. При этом в плен попали не менее девяти пилотов, сбитых над территорией СРЮ. Это только по данным радиоперехвата (записаны сигналы "Мейдей", автоматически включающиеся при аварии или подбитии самолета), и данным спутниковой разведки.



При этом были названы и другие цифры - до 65 самолетов, 10 вертолетов и 300 крылатых ракет, возможно, потеряло НАТО. В эту цифру входят так называемая "разница" в данных о самолетах, привлеченных к участию в операциях против Югославии и самолетах, вернувшихся после окончания на свои базы в места постоянной дислокации.



Совпадает эта цифра и с данными, которые привел в своем интервью газете "Лондон Тайме" бывший председатель Военного комитета НАТО генерал Клаус Науманн, высказав мнение, что самолеты США и НАТО, якобы потерпевшие крушение по техническим причинам, или отстраненные от полетов и "переданные в ремонт" в действительности были сбиты средствами ПВО СРЮ. Приводится и цифра этих самолетов: "более 60-ти...".



Заметим, что по данным, которыми располагает ГРУ, ни один из этих "ремонтируемых" самолетов так в строй и не вернулся...



Но не только самолеты теряло НАТО в Югославии. Еще большей тайной остается цифра людских потерь.



Вскрыть ее тем более сложно, что в отсутствии боевого соприкосновения и сухопутных боев все они пришлись на войска специального назначения, чьи потери США и НАТО традиционно не оглашают.



И все же кое-какие сведения имеются. Так, в уже упомянутом докладе американского сенатора Джима Сакстона подготовленного для Международной ассоциации стратегических исследований (ICCA), приводятся сведения о ряде боев, в ходе которых гибли не только пилоты, но и военнослужащие войск специального назначения США.



26 апреля 1999 года югославские истребители-бомбардировщики "Галеб" выполнили авианалет на аэродром Ринас под Тираной, где базировались "Апачи". В результате было уничтожено и повреждено свыше 10 американских вертолетов.



Потери в ходе этого налета составили около 40 военнослужащих. Сходную операцию провели югославские летчики 18 апреля 1999 года против аэродрома в боснийской Тузле, превращенной в военную базу НАТО. Итог этого налета - полтора десятка выведенных из строя на земле натовских машин и почти 50 убитых. Также приводятся данные о сбитых над приграничными с Боснией горами двух американских вертолетах с десантниками, летевшими на эвакуацию катапультировавшегося пилота. Сообщается о гибели 38 "коммандос".



В мае 1999 года одно из бельгийский ин-формагентств со ссылкой на источник в военном госпитале НАТО сообщило о доставке в патолого-анатомическое отделение госпиталя 86 тел погибших солдат НАТО.



По сведениям российского ГРУ общая цифра потерь может достигать 400 человек, из которых более 250 - американские военнослужащие частей специального назначения.